На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Приют пилигрима"

82 подписчика

Даная и "поруганная родина"

 

ДАНАЯ, в древнегреч. мифологии - дочь аргосского царя Акрисия, мать Персея.
Согласно мифу, Акрисию была предсказана смерть от руки внука, поэтому он заключил Данаю в медную башню, куда не мог проникнуть никто из смертных.
Зевс проник в башню в виде золотого дождя, и от него Даная родила Персея, который во время игр случайно убил деда брошенным диском.
Миф о Данае послужил сюжетом многих произведений художников эпохи Возрождения (Корреджо, Тициана, Рембрандта и др.).

РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-69), нидерландский живописец, рисовальщик

 

Погожим летним днём, 15 июня 1985 года, в самом известном музее страны некий мужчина плеснул на "Данаю" Рембрандта серной кислотой из литровой банки. А потом ещё несколько раз пырнул великую картину ножом.Компьютерный анализ, сделанный позже, показал, что почти 30 процентов авторского письма утрачено навсегда…

Пострадала самая ценная часть картины - женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали - например, драпировка, прикрывавшая ноги Данаи -и вовсе исчезли, зато обнаружились ранние редакции картины.

Некоторые предлагали законсервировать шедевр, поместив в хранилище, а в экспозицию представить копию. Однако из Москвы поступила директива: «Восстановить как можно быстрее!» Бригада реставраторов трудилась над восстановлением «Данаи» 12 лет. Только натеки с картины снимали более 2 лет. Решено было ничего не дорисовывать и не удалять все последствия катастрофы. «Даная» появилась перед посетителями музея только в октябре 1997 года и под бронированным стеклом. 

На самом деле все могло быть ещё хуже, не случись в тот момент в зале Василия Клешевского. 

 

Василий Клешевский, старшина белорусской милиции, оказался в Эрмитаже рядом с вандалом в последний день своего отпуска. Благодаря рассказу милиционера, выясняется, что в тот день злоумышленник планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв.

— В зале с «Данаей» нас было только двое, — рассказывает Василий Клешевский.- Я обернулся, когда услышал, как что-то капает: это полилась кислота.
Увидев нож в руке человека, я сначала подумал оглушить его зонтиком, который забыл сдать в гардероб.
Но вижу, что он не оборачивается и смотрит на картину. Я быстро подошел к нему, заломил руку с ножом за спину и откинул нож на подоконник. Он не сопротивлялся, а только сказал: «Теперь все».
Ко входу в зал подошли две женщины.
Видя, что я не знаю, куда с ним идти, одна из них закричала: «Помогите!». И вот только тогда прибежал сержант милиции.
Я уже к этому времени поставил преступника к стене.
Он и тогда не сопротивлялся, только достал платок из кармана. Я не запрещал, потому что, наверное, кислота на руку попала, и он пытался ее вытереть.




А когда мы стали его уже тщательно осматривать, то на поясе я обнаружил приклеенное устройство, размером и формой как плоский фонарик, завернутое в белую бумагу, с отверстием.
Я аккуратно оторвал его и положил на подоконник.
Взрывателя я там не нашел. Но когда дошли до ног, то в левой штанине спортивного костюма, который он надел под добротный серый костюм, нашли аммоналовую шашку. Сержант уже связался с кем-то и сказал: «Подойдите, здесь «Данаю» облили».
Прибежало 3–4 гражданских человека, стали перекрывать зал, женщин удалили. Картина в это время покрывалась бурыми пятнами. И я посоветовал слить кислоту водой из гидранта. Но меня уже не слушали. Поэтому я подумал: зачем лезть не в свой монастырь, и, спросив, нужен ли я здесь, пошел на улицу.
Через несколько часов я уезжал в Минск. Сержант даже не записал моих данных.



Кто же главный герой этой истории, и, собственно, зачем он все это затеял?

Майгис Бронюс Антонович, 1937 года рождения, уроженец села Альнес Молетского района, литовец, холост, ранее не судим, беспартийный. Образование — четыре класса. 
После армии (с 1960 года) работал на лесозаготовках в Перми, на шахте в Прокопьевске (там похитил взрывчатку). Затем вернулся в Каунас, устроился на бумажную фабрику, работал кочегаром на фабрике пекарских дрожжей, где раздобыл серной кислоты. С 1978-го нигде не работал. Жил … в кладовке у знакомых. Требовал пенсию по состоянию здоровья уже с 30 лет (считал, что с таким здоровьем работать он никак не может).

На первых допросах Майгис говорил следователям, что совершил преступление по политическим мотивам — он - литовский националист и так захотел отомстить за «поруганную родину». Заметим, что нападение на "Данаю" он совершил в тот день, когда в 1940 году Красная Армия вошла в Литву.

Потом он, видимо, решив, что дело начинает пахнуть керосином, сменил показания, заявив, что просто ненавидит женщин, и таким вот образом он решил отомстить им. Мол, Даная изображена голой, это разврат и все такое. 

Однако следователи выяснили еще более любопытную деталь — на самом деле Майгис планировал совершить акт вандализма в одном из музеев Москвы, но до столицы не было билетов. И он поехал в Ленинград. В Эрмитаж. Вот так из-за дефицита билетов и пострадала «Даная». 

       После совершения покушения на "Данаю" Майгис сказал: "Думаю, что теперь будет уделяться больше внимания людям со стороны государства". 
И ещё: "Я лично считаю себя человеком здоровым. Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать". 

       26 августа 1985 года Дзержинский суд вынес обвинительное заключение, признав вину Майгиса и освободив его от уголовной ответственности как душевнобольного. Он содержался некоторое время в одной из ленинградских "психушек", затем был переведен на родину в Литву.

Последние годы Майгас жил в доме престарелых, вёл небольшой бизнес, категорически отказывался встречаться с любыми журналистами. 

Может, действительно, не диссидент и не маньяк, а просто нездоровый человек?


Насколько я слышал, там после происшедшего нашелся человек, который распорядился сразу схватить картину и сунуть в Неву, что и смыло большую часть кислоты. Знакомая девица-искусствовед потом мне рассказала, что картину по сути нарисовали заново, и кстати, после этого случая была поставлена (и выполнена) задача замера, грубо говоря, по возможности бОльшего количества цветовых и информационных участочков картин, по точкам

Конечно, переписанный реставраторами Рембрандт - это уже совсем не то. Совсем. Практически копия и есть.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх