Поговорим об изобретениях средневековых монахов. Вспомним, что именно они изобрели привычные тапочки, очки на носу, вилки, приходно-расходные бухгалтерские книги, игру в домино и в теннис.
"До-ре-ми-фа-соль" - это тоже изобретение монахов. Нотную грамоту, семинотный музыкальный лад придумал в XI веке Гвидо д'Ареццо, или Гвидо Аретинский. Он был из ордена бенедиктинцев – самого древнего из монашеских орденов католической церкви. Орден, который преобразил лицо Европы.
Их девизом было "Молись и работай" – "Ora et labora". Францисканцев ещё не было, как и кармелитов. Библиотеки и физический труд. Бенедиктинцы высекали целые рощи, распахивали их, помогали крестьянам в обработке земли. Лечили, учили, работали, молились.
И один из них, Гвидо д'Ареццо, взял известный католический гимн "Ut queant laxis", посвящённый Иоанну Крестителю, который исполняется при поднятии на каждой фразе голоса или музыкального инструмента на тон. И он по первым слогам этого гимна составил "до-ре-ми-фа-соль". Только начиналась она не с "до", а с "ут".
Первая фраза этого гимна "Ut queant laxis" означает "шире раскроются наши уста". То есть "да откроются наши уста невозбранно, и мы прославим тебя, святой Иоанн". И вот эти первые слоги гимна стали основой того, что мы сегодня называем "до-ре-ми-фа-соль".
Потом при изучении различных гимнов и песнопений, выяснили, что "ут" – это неудобный слог, потому что он закрытый и заканчивается на согласную. Тянуть ноту лучше при открытом слоге, на гласную. И решили "ут" заменить на "до" – "Доминус".
Поэтому, что бы мы ни играли, начиная с песни "от улыбки станет всем светлей", заканчивая Бетховеном, Арво Пяртом или Альфредом Шнитке, до сих пор пользуемся изобретением Гвидо д'Ареццо – без него, возможно, не было бы ни одного композитора сегодня. Его стоит знать всем учащимся в консерваториях и интересующимся музыкой.
Мы должны с любовью находить следы христианской цивилизации в нашем привычном мире. Там, где все вроде бы понятно, на самом деле ничего не понять. Надо разобраться, почему колонны коринфские, а не ионические. Надо разобраться, почему мужчина снимает шляпу перед женщиной, если он определённым образом воспитан. Надо знать, правильно ли говорить человеку "Вы", когда он в молитве Богу говорит только "Ты".
Надо разбираться с культурными знаками. Потому что мы живём в насыщенном семантическом поле. И каждый знак что-то означает. И большинство из них влекут нас в глубину истории, где мы встречаемся с христианством, обогатившим нашу культуру. По сути, создавшим нашу культуру.
Христианство создало нашу культуру. И продолжает её поддерживать. Когда она умирает, это означает, что из-под нее вынули христианский фундамент. Такова "се ля ви", как говорится в одной из известных кинолент.
Протоиерей Андрей Ткачёв