На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Приют пилигрима"

82 подписчика

Кто придумал ноты?

 

Поговорим об изобретениях средневековых монахов. Вспомним, что именно они изобрели привычные тапочки, очки на носу, вилки, приходно-расходные бухгалтерские книги, игру в домино и в теннис.

"До-ре-ми-фа-соль" - это тоже изобретение монахов. Нотную грамоту, семинотный музыкальный лад придумал в XI веке Гвидо д'Ареццо, или Гвидо Аретинский. Он был из ордена бенедиктинцев – самого древнего из монашеских орденов католической церкви. Орден, который преобразил лицо Европы.

Их девизом было "Молись и работай" – "Ora et labora". Францисканцев ещё не было, как и кармелитов. Библиотеки и физический труд. Бенедиктинцы высекали целые рощи, распахивали их, помогали крестьянам в обработке земли. Лечили, учили, работали, молились.

И один из них, Гвидо д'Ареццо, взял известный католический гимн "Ut queant laxis", посвящённый Иоанну Крестителю, который исполняется при поднятии на каждой фразе голоса или музыкального инструмента на тон. И он по первым слогам этого гимна составил "до-ре-ми-фа-соль". Только начиналась она не с "до", а с "ут".

Первая фраза этого гимна "Ut queant laxis" означает "шире раскроются наши уста". То есть "да откроются наши уста невозбранно, и мы прославим тебя, святой Иоанн". И вот эти первые слоги гимна стали основой того, что мы сегодня называем "до-ре-ми-фа-соль".

Потом при изучении различных гимнов и песнопений, выяснили, что "ут" – это неудобный слог, потому что он закрытый и заканчивается на согласную. Тянуть ноту лучше при открытом слоге, на гласную. И решили "ут" заменить на "до" – "Доминус".

Поэтому, что бы мы ни играли, начиная с песни "от улыбки станет всем светлей", заканчивая Бетховеном, Арво Пяртом или Альфредом Шнитке, до сих пор пользуемся изобретением Гвидо д'Ареццо – без него, возможно, не было бы ни одного композитора сегодня. Его стоит знать всем учащимся в консерваториях и интересующимся музыкой.

Мы должны с любовью находить следы христианской цивилизации в нашем привычном мире. Там, где все вроде бы понятно, на самом деле ничего не понять. Надо разобраться, почему колонны коринфские, а не ионические. Надо разобраться, почему мужчина снимает шляпу перед женщиной, если он определённым образом воспитан. Надо знать, правильно ли говорить человеку "Вы", когда он в молитве Богу говорит только "Ты".

Надо разбираться с культурными знаками. Потому что мы живём в насыщенном семантическом поле. И каждый знак что-то означает. И большинство из них влекут нас в глубину истории, где мы встречаемся с христианством, обогатившим нашу культуру. По сути, создавшим нашу культуру.

Христианство создало нашу культуру. И продолжает её поддерживать. Когда она умирает, это означает, что из-под нее вынули христианский фундамент. Такова "се ля ви", как говорится в одной из известных кинолент.

 

Протоиерей Андрей Ткачёв

 

 

#история

Картина дня

наверх